Потребительская кооперация в годы Великой отечественной войны: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

9 мая большинство граждан нашей страны отмечает как самый главный праздник - День Победы в Великой Отечественной войне.
Мы от всей души поздравляем наших ветеранов с этим светлым днём и обещаем сохранить память об их великом подвиге.
Огромный вклад в победу в этой страшной войне обеспечивали труженики тыла. Свою лепту в общее дело внесли и потребительские кооперативы.


В годы второй мировой войны вся экономика государства была подчинена интересам обороны страны. Это касалось и потребите6льской кооперации. Страна переходила от свободной торговли к нормированному снабжению населения по карточкам.

 

В первые годы войны розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли значительно сократился. Сказывалось уменьшение рыночных фондов товаров, частично переключенных на снабжение армии, и утраты части территории страны в связи с ее оккупацией.

 

В соответствии с указаниями государственных органов потребите6льская кооперация увеличивала объемы заготовок, переработку сельскохозяйственных продуктов, особенно даров природы: лекарственно-технического сырья, ягод, грибов, орехов, продуктов рыболовства и охотничьего хозяйства. Предприятия кооперации также заготавливали для нужд обороны страны большое количество лома черных и цветных металлов, шерсти, кожевенного и другого сырья.

 

Во время войны потребительская кооперация успешно развивала производство непродовольственных товаров широкого потребления. В обороте потребительской кооперации большое место стали занимать товары местной промышленности и промысловой кооперации. Потребительская кооперация сумела мобилизовать местные товарные ресурсы и, начиная с 1943 года наращивать товарооборот высокими темпами. В 1945 году в кооперации насчитывалось более двух тысяч промышленных предприятий, тогда как в 1943 году их число составляло 138 единиц. Важным видом деятельности потребительской кооперации во время войны была организация собственных подсобных хозяйств полеводства и животноводства.

 

Таким образом, в годы войны потребительская кооперация в значительной степени удовлетворяла нужды населения и армии дополнительными фондами по сравнению с теми, которые отпускались правительством за счет централизованных заготовок.

 

Но главной задачей кооперации была встречная продажа промышленных товаров колхозам и колхозникам за сдаваемую сельскохозяйственную продукцию, нормированное снабжение рабочих и служащих сельской местности, пайковое снабжение специальных контингентов детских садов, яслей, госпиталей и отдельных специалистов - учителей, врачей, агрономов; практиковалась поощрительная продажа товаров специалистам сельского хозяйства.

 

Большая ответственность возлагалась на кооперацию по организации общественного питания для населения, эвакуированного в сельские местности Центра в восточные районы страны. Потребительской кооперации пришлось создавать целую сеть специальных столовых, в том числе для детей и инвалидов отечественной войны. Столовые так же обслуживали рабочих лесозаготовок, кирпичных заводов, крестьян. Кооперация занималась также организацией бытового обслуживания населения: открывала прачечные, парикмахерские, починочные, сапожные и другие мастерские, число которых к концу войны превысило четыре тысячи единиц.

 

Работники потребительской кооперации проявляли особую заботу об обслуживании военных контингентов. Еще в 1920 году возникли военные кооперативы. При Центросоюзе имелась военная секция, затем было создано военно-кооперативное управление. Впоследствии сеть военных кооперативов была национализирована и перешла в систему государственной торговли с выделением сети военторгов. Они в территориальных военных округах обслуживали не только контингенты воинских частей, но и семьи офицеров, младших командиров, состоявших на сверхсрочной службе. Там же, где сети военторгов не было, обеспечением семей военнослужащих занимались организации потребительской кооперации.

 

Во время войны кооперация понесла огромные потери. На оккупированной территории была ликвидирована деятельность семнадцати тысяч ста пятидесяти четырех потребительских обществ и тысяча шестьсот восемьдесят восемь районных союзов. Было полностью разрушено тринадцать тысяч девятьсот сорок девять магазинов, лавок и других розничных предприятий. Кроме того, было частично повреждено тринадцать тысяч семьдесят девять магазинов и лавок. Сеть потребительской кооперации была разрушена на 44,4% к общему числу торговых точек, находящихся на оккупированной территории.

 

Центросоюз СССР осуществлял огромную работу по восстановлению разрушенного хозяйства, мобилизации местного населения, денежных средств и строительных материалов. Пайщики личным трудом и денежными (паевыми) взносами помогли государству в кротчайший срок организовать снабжение этих ресурсов продуктами и товарами первой необходимости.

 

Потребительская кооперация увеличила свою торговую сеть в 1943 году на 7,9 тысяч единиц по сравнению с1942 годом, это произошло главным образом за счет восстановления и нового строительства в районах освобожденных от оккупации. К 1945 году в них дополнительно было открыто 27,9 тысяч единиц розничных предприятий.

 

Все начисления на паи передавались в фонд обороны. На средства потребительской кооперации была построена танковая колонна под названием «Кооперация» и целая эскадрилья самолетов. Война сплотила тружеников фронта и тыла. Все было подчинено заветной цели - победы над врагом. Советские кооператоры своими ратными и трудовыми подвигами внесли достойный вклад в победоносное завершение войны.

Контакты:

Офис в Карелии:

185035 Петрозаводск,

ул. Куйбышева, д.16.

тел: +7(911)050-16-04

 

Офис в Петербурге:

199004 Санкт-Петербург,

2-я линия В.О., д.25, пом. 5Н

тел.: +7(812) 406-92-72

 

эл.почта: creditunion@mail.ru