КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ СБЕРЕЖЕНИЙ ПАЙЩИКОВ КООПЕРАТИВОВ?

Турслет «Карельский Берег» совместно с журналом «Кредитная кооперация: сегодня, завтра, всегда!» проводил опрос кредитных кооперативов России для того, чтобы оценить позицию руководителей кредитных кооперативов по вопросу создания системы защиты сбережений пайщиков. Организаторы попросили заполнить анкету из 8 вопросов и получили следующую картину:


Анкету заполнили 57 участников опроса, в том числе, представители следующих организаций:

 

Ассоциация "Гардарика"

Редакция журнала "Кредитная кооперация: сегодня, завтра, всегда!"

КПК "Народный Капитал"

КПКГ "ВАРИАНТ"

КПК "Резерв"

КПК Надежда, Алтайский край, с. Ельцовка

КПК "Феникс"

КПКГ "Стимул"

КПК "Взаимопомощь" (Рубцовск)

Новотроицкий КПКГ

Крымская ассоциация КПК "Таврида"

КПК "Поволжье"

КПК "СБС"

КПК "Капитал"

ЮРАКС

КПК "ПМОВК"

КПК "Кредит-Мста"

Вологодский областной СПКК "Вологда-Кредит"

КПК "Золотая Русь"

КПК Кредит- Единство

КПК "Змеиногорский"

Кредитный потребительский кооператив второго уровня "Межрегиональная Резервная Касса"

НП СРО «Союзмикрофинанс»

Кредитный потребительский кооператив "СФИНКС-СТРОЙ"

КПК "Беломорский кредитный союз"

АКПК «Илма»

ООО " Строй-Сервис"

ООО "Элвис"

КПК "Регион-Финанс"

КПК "ИМпульс" г. Яровое

КПК "Кредитный союз Время"

КПКГ «Республиканский союз»

КПК "Семейная сберкасса"

НО КПКГ "Доверие" в г.Каргополь Архангельской области

КПК "Возрождение-16"

КПК "ИЗИ КРЕДИТ"

Кооператив «Надежда», Алтайский край

КПК "Гарант"  г.о.г. Бор

Кредитный потребительский кооператив граждан "Союз Кредит"

КПК "ЮРТ"

КПКГ «ПАРТНЕР»

КПК "Семейная касса"

НО кредитный потребительский кооператив граждан "Галактика"

КПК "Доверие"

КПКГ "Взаимопомощь"

Ассоциация кредитных союзов Алтая

КПК «ФИНАНСОВЫЙ ДОКТОР»

КПК «Содружество», г. Чебоксары

КПК "ПрофСвязь"

 

Еще несколько участников не указали свою организацию, но ответили на все вопросы.

 

И вот как распределились мнения участников опроса…

 

1.       Какой должна быть создаваемая система защиты сбережений пайщиков? Компенсационной для пайщиков или стабилизационной для их кооперативов?

Компенсационной. В случае банкротства кооператива, пайщик должен иметь право получить определенную компенсацию потерянных сбережений, по аналогии с системой страхования вкладов в банковском секторе.

 

Стабилизационной. Система должна быть направлена на сохранение непосредственно кооператива и, тем самым, обеспечивать сохранность не части, а всех сбережений пайщика.

 

Другое.

 


2.       Должны ли эти институты быть взаимоисключающими? Или может быть они должны взаимно дополнять друг друга?

Это должны быть различные институты. Работа по сохранению кооператива и работа по расчетам с пайщиками после банкротства - это принципиально разные виды деятельности. Поэтому стабилизационные и компенсационные формы защиты интересов пайщиков не должны смешиваться.

 

Было бы хорошо, чтобы стабилизационный фонд был единым, но в случае, когда кооператив спасти невозможно, деньги фонда могли бы расходоваться на частичные компенсации сбережений пайщикам.

 

Другое.

 

 


3.       Чтобы система состоялась, участие в системе защиты должно быть добровольным или обязательным? А в случае обязательного, альтернативным или безальтернативным? Возможна ли конкуренция форм и моделей?

Участие должно быть добровольным, пайщики на общем собрании сами должны решить нужно ли кредитному кооперативу участвовать, и, в какой именно системе защиты их интересов.

 

Участие КПК в какой - либо системе должно быть обязательным, но, в зависимости от условий участия и предоставляемых гарантий пайщики сами должны решить в какой системе должен участвовать их кооператив.

 

Должна быть единая система, обязательная для участия всех кооперативов. Но кооперативы должны иметь право создавать дополнительные системы гарантий своим пайщикам.

 

Система должна быть единой и обязательной. Участие КПК в создании дополнительных страховых или стабилизационных фондов недопустимо.

 

Другое.

 

 


4.       Какие требования должны предъявляться к потенциальным участникам для допуска в систему защиты?

Достаточно лишь членства в СРО.

 

КПК должны соответствовать установленным финансовым нормативам.

 

Предварительное согласие участника с предложенными процедурами профилактики и диагностики проблем, а также комплексом мер по оздоровлению, на случай возникновения

финансовых и других трудностей.


Признание участником предложенного Кодекса деловой этики.
Ответственная рекомендация другого члена системы.


Участник должен соответствовать всем вышеперечисленным требованиям.
Другое.

 

 


5.       Фонд защиты должен быть единым для больших и малых кооперативов? Или правильнее создавать специальные фонды, для членов с соразмерными активами?

Фонд должен быть единым для всех кооперативов, с едиными "правилами игры".

 

Фонд должен быть единым, но условия для крупных и малых кооперативов должны быть различные. Что бы не получилось, что банкротство крупных кооперативов нанесет непоправимый ущерб системе в целом.

 

Должны быть различные фонды для крупных и малых кооперативов. Каждая система должна быть соразмерна рискам, которые накопили ее участники.

 


6.       В случае существования альтернативных систем защиты интересов пайщиков, должны ли переданные средства КПК возвращаться при его выходе из системы?

Нет, не должны, потому что вывод средств ухудшит положение остальных членов системы.

 

Конечно должны, потому что это средства пайщиков кооператива.

 

Другое.

 

 

 


7.       Ваше отношение к допуску государства для участия в кооперативной системе защиты сбережений пайщиков.

Создание системы целесообразно только при финансовом участии государства, например, средств Центрального Банка РФ.

 

Привлечение средств государства приведет к избыточному регулированию. Финансовое участие государства необходимо только в самом крайнем случае, в качестве мер поддержки системы.


Лучше разрабатывать региональные программы поддержки кооперации и защиты сбережений пайщиков, с участием средств местных бюджетов.


Кооперация должна быть самодостаточна, а создаваемая система защиты интересов пайщиков в любой ее форме - независимой от некооперативных финансовых источников.


Другое.

 

 


8.       Какие факторы препятствуют созданию новой системы защиты? (возможно одновременно несколько ответов)

a. Неверие участников рынка в возможность создание справедливой системы защиты интересов пайщиков КПК.

b. Отрицательный опыт использования компенсационных фондов при СРО.

c. Сейчас обсуждается только компенсационная модель. Не интересно думать, что будет после банкротства моего КПК.

d. Участие бессмысленно, потому что все решает регулятор.

e. Создание системы - это дополнительная нагрузка на кооператив, а лишних денег нет.

f. Нет уверенности, что для формирования такой системы будут своевременно и в нужных формулировках внесены изменения в действующие законодательные и нормативные правовые акты.

g. Плохо организован процесс обсуждения этой темы. Не хватает площадок для дискуссии, чтобы осознанно принять решение.

h. Сегодняшние проблемы в КПК не оставляют времени для дискуссий о будущем отрасли.

i. Неспособность кооперативного сообщества самостоятельно выработать принципы объединения и взаимодействия для создания системы защиты интересов своих пайщиков.

j. Другое.

a.

b.

c.

d.

e.

f.

g.

h.

i.

j.

Какой должна быть система защиты сбережений пайщиков
В файле представлены результаты опроса представителей кредитных кооперативов и их объединений.
Какой должна быть создаваемая система за
Adobe Acrobat Document 456.5 KB

Контакты:

Офис в Карелии:

185035 Петрозаводск,

ул. Куйбышева, д.16.

тел: +7(911)050-16-04

 

Офис в Петербурге:

199004 Санкт-Петербург,

2-я линия В.О., д.25, пом. 5Н

тел.: +7(812) 406-92-72

 

эл.почта: creditunion@mail.ru